Поидее вот этот Пятизвездочный стадион в Донецке, а в Днепропетровске уже построили новый 31-тысячник В Донецке все – от винтика до масштабов стадиона – намного серьезней. 50-тысячник уже год растет недалеко от центра города и действующего стадиона РСК "Олимпийский" – в парке имени... Ленинского комсомола. Как-то нелепо будет смотреться в месте с таким названием суперсовременный, пятизвездочный, один из лишь 24-х европейских стадионов высшей пробы, подобных которому нет, например, даже в Италии. Но переименовывать парк пока никто не собирается. В отличие от нового стадиона – только сейчас клуб заметил, что первоначальное название "Шахтер" не пляшет, ведь в городе уже есть древняя арена с таким именем. Сейчас руководство думает – назвать арену "Донецк" или "Донбасс"?
Попасть на территорию строящегося стадиона случайному зеваке невозможно. Строительная площадка буквально наводнена камерами слежения, а охрана объекта, как и работа на нем, ведется днем и ночью. Почти такая же камера, только веб дает возможность каждому желающему наблюдать за процессом сооружения арены в режиме реального времени на официальном сайте стадиона Официальный сайт стадиона.
Проходим сквозь турникет – и только тут понимаешь, куда попал. Наиболее удобным сравнением, наверное, будет – гигантский муравейник, работа в котором не прекращается ни на секунду. Муравейник этот размером 250 тысяч квадратных метров – минут сорок надо, чтобы его обойти... И, что удивительно – уровень шума на этой гигантской стройке почти такой же, как, например, на стройке обычного панельного дома.
Непосредственно на стройплощадку не пускают даже журналистов. Потому как обязательно надо пройти инструктаж – без малого сто часов. Вот так в турецкой строительной компании ENKA заботятся о безопасности. И это дает свои плоды – говорят, в прошлом году на всех объектах турецкой компании было зафиксировано "лишь" два смертельных случая.
Турки – и основа строителей. Некоторые люди работают в этой компании уже не один десяток лет, кочуя, в прямом смысле этого слова, с объекта на объект. Заморских строителей здесь 900, плюс 300 – наших. Инженерный состав живет в удобных бытовках прямо на территории стройки, а для рядовых рабочих "зафрахтовано" два общежития – в Донецке и Харцызске (городок в сорока километрах). Для рабочих выстроили специальное кафе, там турецкий повар. Алкоголь, конечно, на строительстве строго запрещен, даже курить можно только в так называемой "зеленой зоне", а не на самой стройплощадке. Больше развлечений нет, да и нужны ли они: рабочий день длится одиннадцать часов, выходных в месяц – всего один...
Турки хотя и приветливы, и улыбчивы, но на контакт идут не столь охотно. Кто-то ссылается на незнание русского языка, кто-то – на то, что начальство не разрешает говорить. Правда, господин Мэрт, заместитель менеджера проекта – невысокий, рановато поседевший, как для своих двадцати восьми лет, – не отказался побеседовать.
– Лично для меня это первый подобный проект, очень крупный, очень ответственный. Сейчас важно максимально быстро закончить бетонные работы (пока готова только треть каркаса стадиона. – Авт.). Недавно привезли очень мощный подъемный кран, и теперь мы стараемся как можно быстрее его смонтировать и уже начать работу по установке части крыши.
Кранов на стройке, кстати, аж семь штук. Немудрено – высота стадиона в некоторых местах будет достигать 51 метра... Только за время "экскурсии" по стройке насчитал около сорока единиц техники. После увиденного начинаешь понимать, почему такой большой бюджет у стадиона – к $250 млн прибавилось еще 50...
– Надеюсь, до конца лета удастся выполнить все запланированное, – продолжает Мэрт. – Потом уже пойдет полегче – коммуникации и работы внутри самого сооружения.
– Евро-2012 я, скорее всего, буду смотреть дома. И приятно будет сознавать, что в этот красавец-стадион ваш покорный слуга внес и свою лепту, – с довольной улыбкой резюмирует менеджер.